Предпоследнюю неделю перед решающим экзаменом Рена провела почти спокойно. Ее дом больше не подвергался надругательству, Орочимару, после того памятного утра, она не видела, Нейджи ее отчего-то избегал, АНБУ, если и следили, то настолько тщательно, что она их не замечала, а ампулу она решила раздавить каблуком и больше не брать в голову это идиотское предложение. Оставался только Гаара. Но он преследовал ее уже не так яростно, больше предпочитая наблюдать с расстояния и лезть с язвительными замечаниями в самый неподходящий момент. Девушка платила ему монетой полного невнимания, что самовлюбленного хама просто выводило из себя. Один раз он даже подвесил ее за ноги вниз головой на суку, чтобы она обратила на него внимание. Правда, когда Рена молча и невозмутимо достала книжку и принялась читать, он ее отпустил, понимая, что какой-то реакции от нее не добьется. Рену это устраивало, тем более, приятно было ему показать, как плохо разбрасываться словами «Ты мне не нужна!». Обе стороны прекрасно понимали, что в этом долгом противостоянии проиграет тот, кто нападет первым, и вяло пощипывали друг дружку, выжидая первого шага от противника. Но оба медлили. Хотя по всему выходило, что время, отпущенное им на противостояние, близится к концу. После экзаменов тройка из Песка покинет Коноху, и жизнь может уже и не пересечь их пути. В один из таких дней, когда Рене надоело смотреть на ошивающегося рядом шиноби, а отгавкиваться от его хамства или гавкать самой не хотелось, она приняла решение. Отловив Гаару после обеда на улице, Рена пригласила его вечером к себе на чай, причем в такой витиевато-оскорбительной форме, что рассчитывала скорее на выяснение отношений прямо на улице. Он согласился, немало тем самым удивив девушку. Ну и ладно. Тем более, ей давно захотелось провести вечер в чайном домике с умным, интересным и приятным собеседником. Пусть Гаару сложно было отнести к категории приятных людей, но он давно убедил Рену, что голова его не пуста. Чайная церемония является искусством воплощения изящества Пустоты и благости Покоя, поэтому Рена решила очень серьезно подойти к воплощению своей очередной чокнутой идеи в жизнь. - «Ты входишь, оставляя на пороге сандалии, покрытые пылью шумных мостовых, зависть, разъедающую сердце еще сильнее, чем время, оставляешь все, что может помешать тебе слиться с природой и ощутить удивительную внутреннюю гармонию». Хм, а если ни у меня, ни у него нет зависти? – бормотала себе под нос Рена по пути домой с очередной тренировки, в процессе которой она и договорилась с Гаарой, вспоминая трактаты, посвященные теме чая, чтобы не ударить в грязь лицом. - «Классическое чайное действо как процесс регулируется четырьмя принципами: гармония, почитание, чистота, покой, которые называют «четырьмя благородными истинами» пути чая. Их воплощением должна была стать и вся церемония в целом - ее смысл, дух и пафос, - а также каждый ее компонент, вплоть до мелочей. Эти четыре элемента необходимы для доведения этого действа до совершенства», – она переступила порог дома и аккуратно поставила свой меч на подставку в прихожей. - Итак, «Гармония» предполагает внутреннее единство между участниками чаепития, когда перестают ощущаться различия между «гостями» и «хозяином» - все присутствующие становятся неким внутренним однородным целым. Ладно, я могу поверить, что у нас некое внутреннее единство присутствует, а он, к тому же, вполне умеет себя вести так, что забываешь, кто хозяин в этом доме. Она потянулась и пошла в душ, на ходу раздеваясь. - «Душевное состояние участников церемонии должно быть созвучным атмосфере, царящей в чайной комнате. Общая атмосфера чайной комнаты стремится пропитать гармонией все вокруг: предметы, к которым вы прикасаетесь, аромат в комнате, она гармонично освещена». Ну, домик у меня даже не подлежит критике. Девушка бросила все вещи в корзину для стирки и зашла в душ. Задернув за собой занавеску из синего с серебром шифона, она включила воду и продолжила: - «Первый принцип подразумевает также гармонию Неба и Земли, упорядоченность мироздания, а также естественную гармонию человека с природой. Обретение человеком естественности, освобождение от условности сознания и бытия, наслаждение красотой природы вплоть до слияния с ней - всё это внутренние, скрытые цели «пути чая», получавшие внешнее выражение в гармонии и простоте чайной комнаты, непринуждённой, естественной красоте всех материалов. Гармония подразумевает также отсутствие искусственности и скованности в движениях мастера чая, общую атмосферу непринуждённости. Она включает в себя сложную сбалансированность в композиции живописного свитка, росписи чашки, когда внешняя асимметрия и видимая случайность оборачиваются внутренней уравновешенностью и ритмичной упорядоченностью». Это еще нужно продумать, – сделала себе мысленную пометку Рена, ожесточенно отмывая себя жесткой мочалкой, смывая пот и усталость тренировки. - «Почитание». В нем просматриваются два уровня. Первый уровень - общекультурный. Участник чаепития должен с почтением относиться к собравшимся в чайной комнате, к своему настроению, к действу, к окружающим вещам. Второй уровень – буддистский». Второе можно опустить – мы буддизм не исповедуем. - «Чистота». Участвовать в чайной церемонии можно только с чистым сердцем и помыслами, без каких-либо корыстных намерений. Чистота отождествляется с добром, и освобождение от нечистот ассоциировалось с обретением покровительства богов, и, следовательно, со здоровьем и получением всевозможных благ». Ну, мы как раз успеем к вечерней росе, так что ритуал будет соблюден. - «Покой». Непременным условием участия в чайной церемонии является спокойное состояния духа как «хозяина» так и «гостей». С полным спокойствием, без волнения или раздражения, участники чаепития должны относиться к ритуалу, используемой утвари. Эти требования представляют собой всего лишь внешние выражения следования этому принципу. Участие в чайной церемонии представляет собой восхождение по уровням покоя от относительного (спокойствие мыслей, движений, взгляда на окружающее) до абсолютного». Хм, может попросить его накануне напиться своей валерьянки, да и мне пусть даст хлебнуть? Рена включила воду погорячее и намылила голову. - «Гармония», «почитание», «чистота» и «покой» являются разными сторонами единого целого, поэтому все четыре категории взаимозависимы, поэтому несоблюдение какого-либо принципа делает чаепитие неполноценным». Ну уж нет, у меня все пройдет просто совершенно! Девушка сполоснула волосы и заколебалась, выбирая из пары десятков флаконов тот, который ей нужен в данный момент. - «Хозяин направляет свое сердце на десять тысяч дел, полностью исчерпывает свою сердечность и искренность, чтобы не было ни малейшей грубости по отношению к гостям». Можно подумать, я только хамить и умею! Я могу быть и вполне душкой! Определившись, наконец, с флаконом, Рена щедро втерла в волосы густой прозрачно-серый с обильным вкраплением лепестков бальзам. - «Высший смысл «единственного собрания в жизни» заключается именно в том, чтобы ни хозяин, ни гости ни в коем случае не пили даже ни одного глотка чая с пренебрежительностью к этому действу. Все участники данного чаепития общаются непосредственно через сердце. Именно во время «единственного собрания» участники освобождаются от привязанностей ко всему внешнему, то, что в свое время дает импульс к проявлению в обычной жизни всех скрытых физических и духовных сил, а также ощущение безграничного счастья». Надеюсь, в этот раз у меня действительно получится испытать счастье от чайной церемонии… Оставив бальзам впитываться, куноичи выключила воду, намылила ноги и взяла опасную бритву. Сейчас она была всего лишь инструментом, а не лекарством. - Черт побери, мне уже и не особо хочется пить с ним чай, но что поделать? Тщательно, внешне небрежно она провела по коже тусклым лезвием, оставляя за ним полоску чистой гладкой кожи, потом стряхнула пену и повторила процедуру вновь и вновь, добиваясь атласной гладкости. Покончив с бритьем ног, Рена смыла с волос бальзам, тщательно ополоснулась и, закутавшись в большое банное полотенце, вышла из душа, оставив дверь приоткрытой, чтобы клубившийся под потолком пар не оседал на стенах и поскорее выветрился. - Ну и задачку я сама себе загадала… Уже одетая, с подсыхающими волосами она сидела на полу в маленькой дальней комнате в окружении футляров и коробок, наполненных посудой для чайной церемонии в глубокой задумчивости. Из разных материалов, разных эпох, разных форм и по разному настроенные они служили проводником в мир чая, искусства и неторопливой мудрой беседы. Но вот какой чайник выбрать? Бледные руки легко прикасались то бронзового бока с зеленым налетом у ручки, то керамики, покрытой светлой глазурью с россыпью мелких трещин. *** Сад стал делиться невысокой изгородью с воротами на две части - внешнюю и внутреннюю. Эти зоны должны создавать контрастное настроение. «Внешняя росистая земля» должна создавать ощущение очищенности, «внутренняя» - усиливать настроение ваби. Проход через сад был первой ступенью отрешения от мира повседневности, переключения сознания для полноты эстетического переживания. По замыслу мастеров чая, сад становился границей двух миров с разными законами, правилами, нормами. Он физически и психологически готовил человека к восприятию искусства и, более широко, - красоты. От «внешней росистой земли» «внутренняя росистая земля» отделена живой изгородью, и вступить в нее можно только через «средние врата». *** - Остановлюсь, пожалуй, сегодня на бронзе… - пальцы ласково скользнули по предмету, прикасаясь к шершавым и гладким бокам чайника, приплюснутого с изогнутой лебединой шеей-носиком. Определившись с посудой, девушка быстро переоделась в старые штаны и фланелевую рубашку. Бегом сбежав по лестнице, Рена вышла во внутренний дворик и прямиком через сад направилась к низенькой стене с деревянными воротами, которые вели в чайный сад. Откинув щеколду, она тихонько переступила порог и встала на первый камень. *** Центральным компонентом «внутренней росистой земли» является место для омовения рук и ополаскивания рта. Очищение тела от мирской суеты и грязи является необходимым условием полного очищения человека. К месту омовения рук и рта, к входу в чайный домик гости проходят по тропе из положенных на некотором расстоянии друг от друга камней, которые называют «летящими камнями». Эти камни являются важнейшим функциональным компонентом «росистой земли». Камни кладут на таком расстоянии друга от друга, чтобы по ним было удобно ступать. Композиции камней могут быть самыми разнообразными, однако их сочетание не должно выглядеть вычурным. На тропу укладывается более крупный камень, чем любой из «летящих», камень, с которого удобно обозревать сад. Такой камень называется главным камнем, или «камнем для осмотра вещей». Камни играют огромную роль в ландшафте «чайного сада». Традиционно выделяется семь основных камней: камень с выемкой для воды, «передний камень», камень перед входом в чайный домик, камни-подставки, камень, на который гости складывали свои мечи, камень у места сбора гостей и декоративные камни. *** Рена с очень большим вниманием осмотрела каждый камень, отмечая недочеты и те маловразумительные нюансы, которые могли бы испортить все впечатление от пребывания в саду. Потом перенесла свое внимание на каменные светильники, которые были старше, чем иные лица на Скале Старейшин. Они выполняли две важные функции – освящали росистую землю во время чаепитий и, что важнее, восстанавливали нарушаемое с наступлением темноты равновесия двух начал в пространстве. Начала Инь и начала Ян. В ее саду было установлено всего три светильника – у средних ворот, около места омовения рук и третий притаился возле пруда, прячась в камыше и бросая желтоватые блики на темную воду. Ступая по ухоженной непривычно темной и мягкой траве, она касалась пушистых кисточек трав, которые успели зацвести, и время от времени поправляла направившийся не в ту сторону побег вьюна. Наконец, ноги принесли Рену к месту сбора гостей. Это был небольшой домик, в котором гармонично разместилось несколько комнаток. Согнувшись в три погибели, она переступила порог прихожей и попала в «закрытое пространство» - основное место действия предстоящего приятного ритуала. *** Для классической чайной церемонии является чайный домик типа хижины-соан. Непременным компонентом хижины-соан является лаз-нидзиригути, через который гость попадает с росистой земли в чайную комнату. Пролезание через лаз символизирует переход в некое новое состояние, смирение гордыни, уравнивание в статусе каждого приглашенного на чаепитие. *** Домик имел прихожую, комнату для приведения себя в порядок и комнату, в которой гости ожидают выхода на «росистую землю». «Закрытое пространство» чайный домик с помещением для проведения чаепитий является прямым продолжением пространства открытого. В квадратном углублении пола помещался очаг, употреблявшийся для церемоний в зимнее время. Высота потолка было различна в разных частях комнаты: самый низкий над местом, где сидела хозяйка. Выполненный из натуральных неокрашенных материалов, как, впрочем, и все другие элементы, потолок варьировался в разных частях - от простых досок до узорчатых плетеных панелей из бамбука и тростника. Особенно на потолке привлекали внимание те места, где в крыше и верхней части стены были устроены окна. Они были небольшие, округлые и располагались на первый взгляд весьма хаотично. Но неизвестный мастер, который создал этот духовный шедевр очень продумано и точно отмерил свет, который рассеивался по комнате и подчеркивал все самые важные места, а потом легкой дымкой рассеивался чуть выше пола. Стены чайной комнаты были покрыты грубой штукатуркой. На решетчатый остов была нанесена земля, глина, перемешанная с водой и соломой. После высыхания смеси соломинки просматривались довольно отчетливо и создавали удивительно разнообразную текстуру стен. Она могла долго, очень долго прослеживать прихотливые ниточки в толще стены чувствительными пальчиками и следовать мыслями вместе с их переплетениями. *** Важнейшим и почти непременным элементом чайной комнаты является ниша токонома. Она играет главную роль в интерьере чайной комнаты: в нее помещают каллиграфическую надпись бокусэки, ставят вазу с цветком. Первое, что делает гость, войдя в чайную комнату, это осматривает токонома и все находящееся в ней. Содержание бокусэки, а также цветок и выставленный предмет, в немалой степени задают настрой чаепитию. Осмотр ниши является ритуальным актом. *** Девушка осторожно развернула хлопковый чехол и вытащила из него небольшое полотнище желтоватого шелка с ярким черным иероглифом. Меч был вычерчен необычно, редко используемым тридцать шестым способом и мог читаться совершенно различно в зависимости от контекста. Рена и сама была не уверена что это – «Меч», а не «Страсть», «Острие» или «Диалог». Она осторожно подвесила его на двух крошечных выступах в нише. И только потом заставила себя осторожно выдохнуть, боясь спугнуть зарождающееся присутствие ритуала. *** В помещениях, где проводятся чайные церемонии, отсутствует какая-либо мебель, однако схожую с ней роль играют полки, которые являются важнейшим после ниши компонентом. Внешний вид полки, предметы, лежащие на ней привлекают внимание и вызывают у участников чаепития те или иные ассоциации и создают в комнате определенный настрой. К чайной комнате примыкает помещение, в котором хранится различная утварь, используемая в церемонии, чай, еда. Здесь же проводится и предварительная подготовка к чайному действу. Это помещение называют водной комнатой. *** Рена оторвалась от созерцания токонома и взялась за коробку с утварью. Тщательно и с особой любовью она распаковала ее и выложила все, что могло ей понадобиться этим вечером. Бронза, глина и фарфор. Все самое лучшее в Конохе, все совершенно новое, но скромное, ненавязчиво приличное, без претензий. - Я очень надеюсь, что у меня все получится, - задумчиво прошептала она, держа в руках чайник. – Не знаю почему, но у меня такое чувство, что все это не случайно и очень важно. Возможно, этот вечер может серьезно изменить мою жизнь. Да и меня он изменить может. Не знаю, радоваться мне этому или нет, но, возможно, пора определиться со своим последующим жизненным путем. *** Нет необходимости говорить, какую роль в чайной церемонии играет используемая в ней утварь. Утварь бывает далекая и близкая. В «Списке вещей, используемых для чайной церемонии» составленном в 1572 году, дается такая классификация утвари: Чайницы и чайные чашки-тэммоку - первое близкое. Кувшин с водой и чаша для сливания воды - второе близкое. Чайная ложка, подставка для черпака, подставка для крышки - третье близкое. Ваза для цветов - далекое. Свитки-какэмоно - более далекое Курильница для благовоний, банка с благовониями - самое далекое. Критерием далекости или близости тех или иных предметов утвари являлась роль соответствующего предмета в чайном действе. Во время церемонии все предметы чайной утвари используются в определенной последовательности, вписываясь в интерьер помещения, они функционируют, следуя установленному ритму, а ритм задает ритуал чайного действа. *** Она засучила рукава и начала убираться. Сначала небольшая приемная комната и кухня с верандой. Потом извилистая тропинка и камни мостовой, которые были уложены во мху, и, наконец, камни и окружающий их сад. Она скоблила и терла камни до тех пор, пока все они не стали безукоризненно чистыми, без единого пятнышка.Первым требованием была абсолютная чистота. Отмывая камни, она опустошала разум от суетных мыслей, а душу от сомнений. К сумеркам Рена закончила основные приготовления, и занялась посудой, с особым старанием отмывая ее и начищая. Потом тщательно вымылась и как можно скорее переоделась в темно-синее, скромное, но дорогое кимоно, подобрала волосы и уложила их в причудливую прическу, закрепив Хашизора. Поспешила в сад, заперев ворота. Прежде всего, она тщательно увлажнила камни мостовой и обрызгала водой деревья, чтобы они отсвечивали в разных местах, пока маленький сад не стал похож на ювелирную выставку, на которой красуются лучшие драгоценные камни мира. Рена поменяла местами несколько дополнительных светильников из тонкой рисовой бумаги и, наконец, удовлетворившись, отперла ворота и пошла в прихожую. Тщательно выбранные кусочки древесного угля, аккуратно уложенные в пирамиду, горели на белом песке отбрасывая на него красные отблески. Цветок в токонома казался подобранным совершенно правильно. Она еще раз вымыла уже безупречно чистую посуду, протерла белым хлопковым полотенцем. Чайник завел свою песню, и она обрадовался этому звуку, который ей удалось довести до совершенства, тщательно расположив на дне несколько кусочков железа. Все было готово. Она услышал его шаги на камнях мостовой, плеск воды – он окунал, согласно ритуалу, руки в сосуд со свежей калодезной водой и встряхивал их, чтобы осушить. Три осторожных шага на веранду. Еще два шага к занавешенной двери. Он должен был наклониться, чтобы пройти через эту маленькую дверь. В тя-но-ю все равны, гость и хозяин. Сначала он рассмотрел составленную девушкой композицию. Она выбрала колючую ветку терновника, сухую, извитую, с длинными шипами и с одиноким, нежным, хрупким бледным цветком чуть выше середины и капнула только одну капельку воды на темно-зеленый лист, поставив его в красные камни. «Наслаждайся временем нового начала и переживай прекрасную прохладу вечернего воздуха в этот еще летний вечер… скоро цветок исчезнет, испарится, останутся только камни – скоро ты и я исчезнем, останутся только камни». И потаенное послание угадывалось в шипах: «Хоть искорежены жизнью наши тела и души, но даже самая сухая ветвь способна цвести». Он смотрел на нее, забывшись, глубоко погрузившись теперь в состояние, близкое к трансу, которое иногда удается пережить устроителю чайной церемонии, оказавшемуся в полной гармонии со своим окружением. Рена почтительно поклонилась гостю, подошла и села напротив него. На нем было темно-коричневое кимоно, прошитое нитками обожженного золота, оттенявшего белизну его шеи и лица, его оби темно-зеленого цвета соответствовало его нижнему кимоно. – Добро пожаловать, – сказала она с поклоном, начиная ритуал. – Вы оказали мне честь, – ответил Гаара согласно его роли желанного гостя. Она подала ему легкий ужин на безупречном лакированном подносе из черного дерева, ломтики рыбы на рисе, которые она уложила, дополняли рисунок красивого блюда, и для завершения картины она разбросала в совершенном беспорядке несколько диких цветков, сорванных в саду. Когда они покончили с едой, она подняла поднос – каждое ее движение имело определенный смысл, который шел из глубины веков, - и отнесла его через низкую дверь в кухню. Оставшись, наконец, наедине с собой, Гаара критически оглядел огонь, угли под треножником лежали тлеющей горкой в море застывшего белого песка. Уши различали свистящий звук огня, сливающийся со звуком закипающего чайника над ним, и из невидимой кухни шуршание полотенца о фарфор и плеск воды. Некоторое время его глаза блуждали по ряду изогнутых стропил, бамбуку и соломе, образующим крышу домика. Тени от нескольких ламп, которые она умышленно расставила в кажущемся беспорядке, делали маленькое большим и незначительное - редким, изысканным. Все вместе создавало удивительно гармоничное целое. После того как он все рассмотрел и принял всей душой, Гаара вышел в сад к маленькому бассейну, который природа веками выдалбливала в камне, и еще раз сполоснул руки и рот прохладной свежей водой, вытеревшись свежим полотенцем, которое заботливо лежало рядом на небольшой каменной подставке. Когда он оглядел сад и привел себя в порядок, снова устроился на своем месте, Рена спросила: – Не выпьете ли со мною чаю? – Это будет для меня большой честью. Но, пожалуйста, не надо так беспокоиться из-за меня. – Вы оказываете мне большую честь. Вы - мой желанный гость. *** Чай - это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространств и состояний. Все эти составляющие должны быть сбалансированы спокойной безмятежностью внимательности человека, заваривающего чай. Огонь, на котором кипятится вода, лучше всего добывать из древесного угля, сделанного из твердых пород дерева. Огонь должен быть жарким и ровным. След огня останется в воде. Вода лучше всего подходит из горных источников, в идеале расположенных недалеко от того места, где выращивался тот конкретный чай, который вы хотите заварить. Конечно же, в большинстве случаев такая вода недоступна, поэтому ее можно заменить водой из любого источника, находящегося в пределах досягаемости. Следующая по уровню качества вода происходит из горных ручьев и рек. И третий уровень качества дает вода из колодцев. Другие типы воды тоже могут употребляться для заваривания чая, но они неизменно дадут худший результат, и поэтому состояние и качество энергии, полученное после употребления чая, будут явно менее четкими. Важно правильно вскипятить воду, обращая внимание на «циклы огня», которые воспринимаются и воспроизводятся в кипятке. Вода не должна доводиться до бурного кипения, так как в результате этого уходит энергия воды, которая, соединяясь с энергией чайного листа, и производит в нас искомое чайное состояние. Есть четыре стадии внешнего вида кипятка, которые соответственно называются «рыбий глаз», «крабий глаз», «жемчужные нити» и «бурлящий источник». Этим четырем стадиям соответствуют четыре характеристики звукового сопровождения закипания воды: тихий шум, средний шум, шум и сильный шум, которым в разных источниках тоже иногда даются разные поэтические названия. Кроме того, отслеживают и стадии образования пара. Например: легкая дымка, туман, густой туман. Все последние стадии вышеперечисленных параметров указывают на переспелость кипятка, который уже не подходит для заваривания чая, так как энергия огня в нем уже настолько сильна, что подавила энергию воды, и в результате вода не сможет должным образом войти в контакт с чайным листом и дать соответствующее качество энергии в человеке, попившем чаю. Теперь у нас есть правильно приготовленный кипяток. Сначала следует ополоснуть им чайник и слить эту воду в чашки, из которых мы собираемся пить чай. Важно быть спокойным, внимательным и собранным, сохраняя плавность и последовательность движений так, чтобы вода не расплескивалась и минимально колыхалась в сосудах, струя не прерывалась, была плавной, длинной, тонкой и мягкой, то есть точно такой же, какой должна быть струя вдоха и выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально длинную, спокойную и здоровую жизнь. Чай, перед тем, как насыпать его в чайник, следует посмотреть и понюхать в специальном сосуде из фарфора. Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно сделать из собственной, чисто вымытой и насухо вытертой ладошки. После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый чайник и заливается кипятком. Существуют определенные особенности и тонкости заварки чаев. При создании взаимодействия воды и пространства посуды всегда следует помнить, что «переполнение» навлекает беду, а умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком много. Первая заварка может считаться готовой буквально через несколько секунд после залива кипятка в чайник. Когда чай разливается по чашкам (которые не должны быть большими, так как чай - это не объем воды, а тонкость качества энергии в чайном состоянии), нужно помнить, что вкус первой и последней налитой чашки будут значительно отличаться. После первого разлива нужно сразу же залить чайный лист кипятком снова и в дальнейшем стараться не оставлять его голым, то есть без воды. С каждым заливом время взаимодействия воды и чайного листа должно увеличиваться сообразно с качеством чая и обстоятельствами чаепития, чтобы гости пили чай, а не воду. *** В спокойствии маленького домика девушка с большим вниманием к деталям открыла маленькую керамическую шкатулку для чая и подняла бамбуковую ложку, начиная финальную часть церемонии. Она отмерила нужное количество чая и пересыпала его в фарфоровую чашку. На жаровне кипел старинный литой чайник. С той же спокойной грацией Рена налила слабопузырящейся воды в чашку, вернула чайник на подставку и аккуратно помешала воду с заваркой бамбуковой палочкой, добиваясь равномерного перемешивания. Поклонилась Гааре, сидящему на коленях напротив нее, и протянула ему чашку. Он поклонился и взял ее с таким же утонченным изяществом, восхищаясь зеленой жидкостью, сделал три глотка, помедлил, потом глотнул снова и, допив чай, предложил чашку Рене. Она повторила процедуру приготовления чая и снова предложила юноше. С низким, полным достоинства и уважения к хозяйке поклоном Гаара попросил попробовать чай ей самой. Рена отхлебнула чаю, потом еще и постепенно допила его в полном молчании. После этого она приготовила третью чашку и четвертую. Затем, после вежливого отказа Гаары, согласно ритуалу, она заботливо вымыла чашку, вытерев ее чудесным хлопковым полотенцем, и разложила все по своим местам. Они обменялись поклонами, надолго держа гордые спины согнутыми в самом низком поклоне. Рена была довольна тем, что она сделала все как можно лучше и теперь чувствовала себя очищенной и обновленной. В молчании девушка с минуту сидела, не двигаясь, спокойно оставаясь на своем месте, не желая сознавать, что все кончилось, не желая нарушить мир, окружавший ее. В его глазах чувствовалось растущее напряжение. Чайная церемония кончалась. Опять надо было начинать жить. – Вы совершили эту церемонию мастерски, – прошептал он. – Нет-нет. Пожалуйста, извините меня… с моей стороны все было так ординарно, – сказала она, вздрогнув от неожиданной похвалы. – Это было лучшим из всего, что я когда-либо видел, – искренне и с болью ответил Гаара, тронутый полнейшей откровенностью прекрасной хозяйки. – Нет, пожалуйста, извините меня, если это и было прекрасно, то это было из-за Вас, Гаара-сан. Это было просто хорошо – Вы бы сделали все гораздо лучше. – Для меня это было безупречно. Все. Как печально, что другие, более достойные, чем я, не могли видеть этого тоже! – его глаза блестели в мерцающем свете ламп. – Вы видели это. Вот и все. Это было только для Вас. Другие бы не поняли. Она чувствовала, как слезы жгут ей щеки. Обычно она стыдилась их, но сейчас они не беспокоили Рену. Парень протянул руку и взял из токонома ветку терновника. Гаара молча смотрел на нее, веточка казалась продолжением его руки – сухая, колючая и извитая. – Моя жизнь – любое движение души – несравнима с этой красотой. Спасибо. Он смотрел на начинающий увядать цветок. Кусок угля скатился с горки углей, и, не раздумывая, он поднял клещи и положил его обратно, совершенно по хозяйски, забыв, что он гость, а не хозяин. С вершины горки взлетели в воздух светящиеся искорки. Рена не обратила внимание на небольшую ошибку гостя, не желая портить мелочью прелесть вечера. Оба погрузились в сладкую печаль, объединенные простотой летящих искр и отблесков затухающего плмени на белом песке. Гаара разжал пальцы и ветка упала на угли. несколько мгновений природная влага спаса ее, но потом потянулись усики белого дыма и ветка занялась. Первым обуглился и рассыпался черным пеплом хрупкий цветок. Потом он произнес: – Спасибо Вам. Рена поклонилась, осторожно разогнулась и ответила. - Вам пора. - Да. Гаара еще раз поклонился, поднялся и тихо ушел, оставив ее в одиночестве. *все материалы о чайной церемонии взяты с сайта Чайный домик.
|